Сегодня на заводе им.Горького заложили два теплохода для ОАЭ

ОАЭ готовятся заказать в Зеленодольске 30 скоростных пассажирских теплоходов А145, а к их военной модификации присматривается ВМФ.

Уже в декабре в прибрежных водах Абу-Даби и Дубая можно будет увидеть первую пару пассажирских скоростных теплоходов проекта А145 от завода им. Горького. И это только начало. Тем временем, как выяснил "БИЗНЕС Online", российские военные тоже присматриваются к А145, но к его боевой ипостаси А223. Ими могут вооружить вертолетоносцы, которые сегодня проектируют в России взамен злосчастных французских "Мистралей".

Сегодня на Зеленодольском заводе им.Горького заложили два очередных скоростных теплохода проекта А145, предназначенные для эксплуатации в ОАЭ. Фото: пресс-служба АО "Зеленодольский завод им.Горького"


На пути в тропики

Сегодня на АО "Зеленодольский завод им. Горького" заложили два очередных скоростных теплохода проекта А145. Точнее, это модификация А145Е, предназначенная для эксплуатации в Объединенных Арабских Эмиратах. Что называется, добились-таки своего, ведь завод "окучивал" ОАЭ лет 7 и даже привлек к этому тяжелую артиллерию в лице президента РТ Рустама Минниханова.

Напомним, это уже вторая пара А145 от завода им. Горького. Головное судно проекта было спущено на воду 18 августа 2011 года, первое серийное — 26 мая 2012-го (оба заложили в 2010-м). Постройку недешевых корабликов (приблизительная стоимость — $9 млн) финансировало АО "Холдинговая компания "Ак Барс"", в которое входит завод им. Горького, — с мыслью, что покупатели скоро найдутся. Однако потенциальная "жертва" сорвалась с крючка — Краснодарский край не оправдал возлагавшихся на него в Зеленодольске надежд. В том же 2010-м началась обработка пассажирских перевозчиков ОАЭ. Но купил первую пару Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) — по программе обновления пассажирских судов.

И вот спустя 7 лет после закладки первой пары ОАЭ все-таки дозрели до покупки. Контракт с эмиратской компанией ARJ Holding был подписан 19 мая на форуме Kazansummit-2017. "Спасибо Рустаму Нургалиевичу Минниханову, он очень помог, участвовал во встречах с заказчиками, в том числе с ARJ, — отметил в беседе с "БИЗНЕС Online" генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов. — Прошло немного времени, и мы на саммите подписали соглашение и контракт на реализацию двух А145".

Чем А145 привлек небедные, а потому имеющие полную свободу выбора Эмираты? Этот продукт от петербургского "Агат Дизайн Бюро" и завода им. Горького предназначен для перевозок до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 400 миль. Судно может идти как в водоизмещающем, так и в глиссирующем режиме. Салоны комфортабельны и приятно выглядят. Утверждается, что благодаря особенностям конструкции на теплоходе нет качки, что, конечно, оценят страдающие морской болезнью. Не могло не сыграть и то, что проект на сегодня хорошо обкатан, причем не только в ЯНАО. В России работают еще пять построенных в Зеленодольске судов родственных проектов: А45 — на Лене, четыре А45-1 — на Енисее... Кроме того, по словам заместителя генерального директора "Агат Дизайн Бюро" Андрея Сорокина, у А145 попросту нет прямых конкурентов: "Думаю, гражданских теплоходов, которые используют такой принцип движения, попросту не существует".

Контракт с эмиратской компанией ARJ Holding был подписан 19 мая на форуме Kazansummit-2017. Фото: president.tatarstan.ru


Как рассказал Мистахов, отличия эмиратских А145 от ямало-ненецких незначительны: "Больше кондиционеров и холод-машин, и они более мощные — климат специфический, поэтому поменяли дизель-генераторы и систему охлаждения двигателей. А сам корпус почти не отличается, только сделали его чуть глубже — было 0,9 [осадка в водоизмещающем режиме — 0,95 м — прим. ред.], а вышли на 1,2".

По словам Мистахова, уже в декабре теплоходы можно будет увидеть в водах, например, Абу-Даби и Дубая. Сверхскорость строительства здесь ни при чем. Дело в том, что сегодня — официальная церемония, а заложены суда были в 2015 году (финансист все тот же — холдинг "Ак Барс") опять-таки в надежде, что покупатель на них рано или поздно найдется. По словам Мистахова, на сегодня у теплоходов сформированы корпуса и начат монтаж двигателей, а ARJ перечислила аванс.

В Зеленодольске надеются на продолжение сотрудничества с ARJ, то есть на поставку этой компании серии А145. Как объяснил "БИЗНЕС Online" заместитель гендиректора завода им. Горького Александр Карпов, эти два теплохода — пробные: если покажут себя нормально, ОАЭ намерены заказать в Зеленодольске целых 30 А145.

Напомним, в 2010 году шли разговоры о том, что ОАЭ нужны четыре скоростных теплохода. К слову, в апреле лестную оценку А145 дал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин: "Проект скоростного теплохода А145 говорит о том, что зеленодольские корабелы переходят в разряд судостроителей, которые могут делать очень качественные вещи для очень придирчивых покупателей. Это совсем другой класс работ. В гражданском судостроении требования подчас более жесткие, поэтому оно резко повышает и качество военного производства".

А145 предназначен для перевозок до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 400 миль. Фото: zdship.ru


Танки из-за горизонта

Оборонного вице-премьера Рогозина, который, по нашим данным, отличает завод им. Горького, мы упомянули не просто так. На недавнем военно-морском салоне в Санкт-Петербурге зеленодольцы презентовали ему и главкому ВМВ Владимиру Королеву проработку десантного катера проекта А223 (проектант — все то же "Агат Дизай Бюро"), рассказал Мистахов.

Однако слово "катер" несколько вводит в заблуждение. По нашим данным, речь идет о судне для перевозки и выгрузки колесной и гусеничной техники на берег, в том числе необорудованный. По правому борту предполагается дистанционно управляемый из рулевой рубки пулеметно-гранатометный модуль. У А223 — три модификации. У всех них экипаж — четыре человека, дальность плавания с грузом — примерно 500 миль. А вот другие характеристики отличаются. Например, А223-1 может взять на борт либо один танк Т-90, либо четыре БТР-80, либо четыре грузовика типа "Урал-4320". А223-2 — либо два танка Т-90, либо 6 БТР-80, либо 6 грузовиков. Но самый крупный вариант — А223-3: либо три танка Т-90, либо 7 БТР-80, либо 7 грузовиков. А базируется А233 именно на проекте А145, рассказал Мистахов: схема корпуса, водометный движитель и т. д.

Речь об А233 заходила еще в 2013 году. Тогда бюро и завод предлагали эти катера как средства для высадки десанта, перевозки танков и другой техники с вертолетоносцев "Мистраль", которые Россия намеревалась купить у Франции. Среди прочего "Мистрали" предназначены для загоризонтной высадки десанта. Это значит, что корабль во время высадки держится на большом удалении от берега, а доставка бойцов и техники ведется десантными катерами, которые во время похода размещаются в доковой камере корабля. Задача десантного катера — под огнем противника с максимальной скоростью доставить наибольшее количество десанта, бронированных машин к береговой черте. Поэтому в цене такие показатели, как скорость, маневренность, вместительность, способность действовать в сложных погодных условиях, возможность подходить непосредственно к берегу.

Напомним, что контракт по десантным вертолетоносным кораблям-докам французская компания DCNS и российская Объединенная судостроительная корпорация подписали 17 июня 2011 года. Предполагалось строительство двух вертолетоносцев во Франции и двух — в России. При этом предусматривалось серьезное "обрусение" "Мистралей" — под размещение российской техники (например, вертолетов Ка-52К) и оборудования. Но после введения санкций проект, как известно, скандально провалился. Соответственно, забыли и про А223.

Базируется А233 именно на проекте А145: схема корпуса, водометный движитель и т.д. Фото: "Бизнес Online"


"Мы назвали флоту цену"

Но сегодня тема всплыла в связи с упомянутым салоном. В среду "Известия" написали о том, что ВМФ уже рассматривает А223 в качестве легких десантно-высадочных средств для комплектации разнородных сил флота, в том числе для крупных десантных кораблей. Окончательное решение по ним будет принято после рассмотрения конкурсной документации и решения специальной комиссии.

Но Мистахов опровергает эту информацию: "Действительно, на салоне в Петербурге мы презентовали модель А223. К нам подходил Владимир Иванович Королев — смотрел, спрашивал, была презентация Дмитрию Олеговичу Рогозину. Но это пока все. Военные приняли информацию к сведению".

Но А223 действительно должен быть интересен минобороны. Сегодня известно, что опытно-конструкторские работы по универсальным десантным кораблям начнутся в 2018 году. Пока все ограничится двумя УДК: головной флоту поставят в 2024-м, а два года спустя должен быть готов и серийный. Проектов, насколько известно, два: "Лавина" от Крыловского государственного научного центра и "Прибой" от Невского проектно-конструкторского бюро.

Словом, у А233 есть шанс. Независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов в беседе с "БИЗНЕС Online" подчеркнул, что это конкретный проект: "Например, отмечу современный боевой модуль, причем он реально конкретный — по моей информации, его установка на А223 проработана с тульским Конструкторским бюро приборостроения. Считаю, что А223 — реальная проработка, которая может за реальные деньги в реальные сроки быть воплощенной. То есть это не очередная фантазия".

По словам Рената Мистахова (в центре), уже в декабре зеленодольские теплоходы можно будет увидеть в водах, например, Абу-Даби и Дубая.


Также отметим, что завод им. Горького на хорошем счету у минобороны. Это одна из самых плодовитых военных верфей. Как следует из отчетности, в 2016 году завод по гособоронзаказу (ГОЗ) передал пограничникам сторожевой корабль проекта 22100 "Океан" и еще два таких же начал строить; вел строительство малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 "Буян-М" — "Вышний Волочек", "Орехово-Зуево", "Ингушетия" и "Грайворон"; шести патрульных кораблей проекта 22160; двух противодиверсионных катеров проекта 21980 "Грачонок"; двух кабельных судов; пяти МРК проекта 22800 "Каракурт". Также завод строил два фрегата проекта "Гепард 3.9" для Вьетнама. Оба сегодня проходят испытания и должны быть переданы заказчику в январе-марте 2018 года. В минувшем ноябре замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что предприятие обеспечено заказами до 2020 года и ему однозначно найдется место в госпрограмме вооружений на 2018-2025 годы.

Мистахов, говоря о достоинствах А233, сдержанно оптимистичен: "Это своего рода оперативный паром, который берет на себя сквозную перевозку: транспорт заезжает с кормы, а выезжает с носа. Эта тема для флота всегда была интересна. Такому судну не надо пятиться, носом поворачиваться, швартоваться — как удобно причалить, с той стороны и производятся работы... По сути, пассажирскую платформу — А145 — мы используем для военных целей. Это все удешевляет, поскольку пассажирский вариант отработан. В том числе и поэтому будем конкурентоспособными. Мы просчитали, назвали флоту цену — он заинтересовался. На А233 можно ходить и по реке, и по морю. В принципе, на этой базе можно делать и гражданские скоростные паромы".

Некоторые сомнения вызывает только то, что А145 почти наполовину состоит из импортных комплектующих — это, например, двигатели, системы кондиционирования, электроника. На суда устанавливаются немецкие дизеля MTU, а Германия в 2015 году отказала России в их поставке для военной техники, в том числе для зеленодольских "Буянов-М". Замену вроде как нашли в Китае. Остается надеяться, что в ближайшем будущем подсуетится и отечественная промышленность. Ведь декларируемое на всех углах импортозамещение — не выдумка? Бизнес Online

Последние новости Татарстана по теме:
Сегодня на заводе им.Горького заложили два теплохода для ОАЭ

Сегодня на заводе им.Горького заложили два теплохода для ОАЭ - Зеленодольск
ОАЭ готовятся заказать в Зеленодольске 30 скоростных пассажирских теплоходов А145, а к их военной модификации присматривается ВМФ.
22:50 13.07.2017 Зеленодольск.RU
- Зеленодольск
13 июля на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» (предприятие входит в группу компаний АО „Холдинговая компания „Ак Барс“) состоялась торжественная церемония закладки двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е,
18:42 13.07.2017 Зеленодольский завод им А. М. Горького
- Казань
АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» (входит в группу АО «Холдинговая компания "Ак Барс"») приступило к строительству двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е,
15:25 13.07.2017 Коммерсантъ
- Казань
ОАЭ готовятся заказать в Зеленодольске 30 скоростных пассажирских теплоходов А145,
14:54 13.07.2017 Бизнес Online
 
По теме
Мусульманский молельный  дом Зеленодольского пожарно-спасательного гарнизона  посетили  гости из Объединенных Арабских Эмиратов - МЧС РТ Представительная делегация из Объединенных Арабских Эмиратов  приехала в Зеленодольск  в рамках  мероприятий  по закладке двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е на  Зеленодольском заводе имени А.М.Горького.
18.07.2017
В Зеленодольске заложили пассажирские суда для Объединенных Арабских Эмиратов - Зеленодольский район В Зеленодольске на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» прошла закладка двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е, предназначенных для заказчика в Объединенных Арабских Эмиратах.
14.07.2017
 
Торжественная церемония закладки скоростных пассажирских судов проекта А145Е - Зеленодольский завод им А. М. Горького 13 июля на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» (предприятие входит в группу компаний АО „Холдинговая компания „Ак Барс“) состоялась торжественная церемония закладки двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е,
13.07.2017
  13 июля 2017 года на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» состоится торжественная церемония закладки двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е, предназначенных для заказчика в Объединенных Арабских Эмиратах.
13.07.2017
На Зеленодольском заводе им. Горького состоится церемония закладки двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е - Министерство промышленности 13 июля 2017 года на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» состоится торжественная церемония закладки двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е, предназначенных для заказчика в Объединенных Арабских Эмиратах.
13.07.2017
 
Пресс-релиз по случаю торжественной церемонии закладки двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е - Зеленодольский завод им А. М. Горького 13 июля на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» (предприятие входит в группу компаний АО „Холдинговая компания „Ак Барс“) состоится торжественная церемония закладки двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е,
12.07.2017
 
Сейчас он находится под наблюдением врачей В Набережных Челнах 15-летний школьник был доставлен на машине «скорой» 21 июля около 19.00 с подозрением на отравление неизвестным  веществом.
23.07.2018 Челнинские Известия
Знакомые знали, что девочка живет в ужасных условиях, но не шли в полицию, потому что "потом затаскают" Елена КОНОВА - На похоронах тело Полины накрыли белой тканью, она выглядела как пластиковая,
21.07.2018 Комсомольская правда Казань
Они строили храм героям войны, поклонялись Иосифу Виссарионовичу и ненавидели женщин Виктория ЯКУШИНА Алексей ИВАНОВ Небольшой 17-тысячный городок Суворов находится в стороне от федеральных трасс на границе Тульской и
20.07.2018 Комсомольская правда Казань
    В конце прошлого года в Казани при поддержке мэрии стартовал весьма любопытный и по-своему уникальный проект – арт-резиденция «Старо-Татарская слобода».
19.07.2018 Республика Татарстан
Среди организаторов сегодняшнего праздника плуга в Москве – челнинцы В московском историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Коломенское» сегодня проходит Сабантуй.
21.07.2018 Челнинские Известия
«КП» собрала высказывания о бое из России и незалежной [фото] Роман ГОЛОВАНОВ Украинский боксер Усик по решению судей победил россиянина Мурата Гассиева и стал абсолютным чемпионом мира,
22.07.2018 Комсомольская правда Казань
Уже неделю мы учимся жить без чемпионата мира. Привыкаем, что бесшабашные латиноамериканцы исчезли с улиц российских городов, а вечером безуспешно переключаем с канала на канал, в поисках футбола.
21.07.2018 Комсомольская правда Казань
В Татарстане при подготовке к мундиалю была проведена огромная работа. В числе прочего для команд-участниц ЧМ обустраивались тренировочные базы.
20.07.2018 Казанские ведомости